Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходим:
- внутренним пользователям для контроля и принятия управленческих решений,
- внешним пользователям (инвесторам, поставщикам, банкам и др.) в целях определения прибыльности, платежеспособности, оценки эффективности вложения инвестиций.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет собой совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта. Анализ проводится для прошлых периодов, в том числе для определения возможностей организации на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Целью финансового анализа является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании. Основными задачами является анализ доходности и оценка рисков предприятия.
Для оценки финансово-хозяйственной деятельности используется система показателей:
➤ вертикальный и горизонтальный анализ,
➤ показатели ликвидности,
➤ финансовой устойчивости,
➤ деловой активности,
➤ рентабельности.
Информационной базой для проведения финансового анализа является бухгалтерская отчетность.
Скачать программу для проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности, в том числе: вертикального и горизонтального анализа, расчета показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности. |
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит из следующих этапов:
-
Вертикальный и горизонтальный анализ
Анализ имущества и источников его формирования предполагает анализ структуры активов и источников их финансирования (собственных и заемных), а также их динамики.
При анализе активов и источников финансирования оценивается:
➤ их доля в валюте баланса,
➤ абсолютное и относительное изменение структуры баланса. То есть изменение денежных средств, изменение заемных средств по сравнению с собственными средствами, изменение нераспределенной прибыли и ее динамика и т.д.
Результатом проведения вертикального и горизонтального анализа является определение имущественного и финансового положения предприятия в прошедшем периоде и выявление его возможностей в будущих периодах.
-
Анализ финансовых показателей и коэффициентов
Анализ показателей дает возможность понять целостное состояние организации как на текущий момент времени, так и в динамике за несколько лет. Финансовые коэффициенты помогают увидеть сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основная часть финансовых коэффициентов представляет собой относительные величины. Это дает возможность сравнивать предприятия различного масштаба, а также сравнивать показатели со среднеотраслевыми показателями.
Существует огромное количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для исследования деятельности предприятия. Но на практике используется несколько основных коэффициентов, которые объединяют в 4 группы по основным аспектам хозяйственной деятельности:
➤ ликвидность,
➤ финансовая устойчивость,
➤ деловая активность,
➤ рентабельность.
2.1.Показатели ликвидности
Показатели ликвидности определяют способность организации с помощью своих активов покрывать обязательства перед кредиторами. То есть определяют, хватит ли у компании денег, чтобы расплатиться с долгами. Для анализа ликвидности проводится анализ ликвидности баланса, а также рассчитываются относительные показатели ликвидности:
➤ абсолютной ликвидности,
➤ быстрой ликвидности,
➤ текущей ликвидности,
➤ Общий показатель ликвидности баланса и др.
Описание показателей ликвидности с формулами расчета в статье «Анализ ликвидности»
2.2.Показатели финансовой устойчивости
Показатели финансовой устойчивости определяют способность предприятия погашать свои обязательства в долгосрочной перспективе. Такой анализ сводится к расчету коэффициентов финансовой устойчивости:
➤ автономии,
➤ капитализации,
➤ обеспеченности собственными оборотными средствами,
➤ маневренности собственных оборотных средств,
➤ чистый оборотный капитал и др.
2.3. Показатели деловой активности
Показатели деловой активности определяют скорость и размер оборота средств. Чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится издержек. Основными показателями являются:
➤ коэффициенты оборачиваемости: активов, текущих активов, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств, Фондоотдача, собственного и заемного капитала;
➤ период оборота указанных активов и ресурсов.
Описание показателей деловой активности с формулами расчета в статье «Анализ деловой активности»
2.4. Показатели рентабельности
Показатели рентабельности показывают экономическую эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они отражают эффективность деятельности предприятия. Коэффициенты рентабельности показывают:
➤ прибыль на единицу вложенных активов (рентабельность активов в целом и по группам);
➤ прибыль на единицу источников их финансирования (рентабельность собственного и заемного капитала),
➤ эффективность деятельности (показатель общей рентабельности, рентабельности продаж и производства)
Описание показателей рентабельности с формулами расчета в статье «Анализ рентабельности»
Полный анализ финансовых показателей
Чтобы провести полный анализ финансовых показателей предприятия, необходимо:
1. Иметь полное описание деятельности компании, а также бухгалтерскую отчетность за анализируемый период;
2. Сопоставить показатели финансовой деятельности за разные периоды. Сравнить со среднеотраслевыми значениями, результатами предприятий-конкурентов, а также с рекомендуемыми значениями;
3. Провести анализ показателей в комплексе. Например, коэффициент рентабельности сам по себе не слишком информативен. Чтобы получить объективную картину, его необходимо анализировать в разрезе рыночных показателей в сравнении с конкурентами.
Скачать программу для проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности, в том числе: вертикального и горизонтального анализа, расчета показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности. |
Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии и оценить его перспективы. Грамотный анализ позволит правильно выстроить стратегию развития, улучшить концепции управления активами и привлеченными средствами компании.