В русском языке можно выделить следующие формы глаголов: начальная (неопределенная) форма и личная форма.
➜ Начальная (неопределенная) форма глагола не указывает на того, кто совершает действие.
➜ Личная форма глагола: указывают на того (тех), кто совершает действие.
Начальная форма глагола
Начальная (неопределенная) форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить время, лицо, число и род. Она только называет глагольное действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Неопределенную форму глагола называют инфинитивом, потому что в переводе с латыни infinitivus значит неопределенный.
Разбор начальной формы глаголов в русском языке➜
➜ Отвечает на вопросы что делать? (несовершенного вида) что сделать? (совершенного вида).
➜ Не имеют времени, лица, числа и рода: летать, прилететь.
➜ Не изменяется (нет окончания).
Образование начальной формы
Образуется с помощью суффиксов:
➜ -ть, -сть (бороться, спать);
➜ -ти, -сти (прийти, зайти);
➜ -чь (стричь, достичь).
Суффиксы в основу глагола не включаются, так как они образуют форму глагола, а не новое слово.
➜ Если перед суффиксом —ть- стоит гласный звук, он также является суффиксом (стоять, молчать, хотеть, скакать).
➜ Если перед суффиксом -ти— стоит согласный звук, он является частью корня (пойти, нести, везти, ползти).
Начальная форма + вид глагола: совершенный и несовершенный
➜ Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
➜ Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.
Примеры
что делать? играть, читать ;
что сделать? поиграть, почитать.
В предложении
В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Для старших классов:
Возвратность: возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов или возвратных суффиксов:
➜ -ся-, если корень слова оканчивается на согласный: умыл — умылся;
➜ -сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
Переходность:
➜ переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект. После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:читать (что?) статью;
➜ непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.
Личная форма глагола
Личная форма глагола – это спрягаемая форма глагола, то есть изменяющаяся по лицам, числам, временам и наклонениям, выполняющая в предложении функцию сказуемого. То есть, когда действие выполняет лицо или предмет, обозначенный одушевлённым или неодушевлённым существительным. Например: я расскажу; ты учишь; девочка прыгает; дождь идёт.
Разбор начальной формы глаголов в русском языке
➜ К глаголам личной формы можно подставить местоимения: (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят.
➜ Образуются с помощью окончаний.
➜ Форма прошедшего времени образуется с помощью суффикса -Л-, который образует форму слова и в основу глагола не включается.
➜ У глаголов настоящего и будущего времени есть число и лицо,
➜ У глаголов прошедшем времени есть число и род.
Примеры:
я (что делаю?) рассказываю;
ты (что делаешь?) учишь;
девочка (что делала?) рисовала;
они (что сделают?) придут.
В предложении
В предложении личные глаголы выступают в качестве сказуемого.
Определение формы глагола необходимо при морфологическом разборе.