Оформление курсовой работы – не менее важная задача, чем ее написание. За неправильное оформление может быть снижена оценка или работа не будет принята преподавателем.
Основной стандарт, регламентирующий оформление любого текстового документа, в том числе и составление курсовой работы – ГОСТ 7.32–2017. Для оформления списка использованных источников и ссылок применяются ГОСТ Р 7.0.5–2008, ГОСТ 7.1–2003, ГОСТ 7.80–2000.
При этом в каждом учебном заведении могут быть свои требования, но в целом структура курсовой работы и ее оформление стандартные.
Требования к оформлению всей курсовой
Курсовая работа должна быть напечатана на компьютере, на стандартных листах А4. Расположение листов – вертикальное.
У всех страниц должен быть свой номер. Нумерация отсутствует только на титульном листе, отсчет ведется со второго листа с цифры 2.
Нумерация разделов, подразделов, таблиц, формул должна быть сквозной по всему тексту.
Приблизительный объем курсовой работы составляет 35 страниц. При этом материалы, которые включены в раздел «Приложение» в расчет не берутся.
Отступы должны быть (согласно ГОСТ):
— Сверху 2 см; Снизу 2 см;
— Слева 3 см; Справа 1,5 см;
Шрифт
Принято использовать Times New Roman, 12 или 14 пт. Размер букв должен быть одинаковым по всему тексту. Допускается выделение большим шрифтом заголовки и подзаголовки, а также использование меньшего шрифта в таблицах.
Абзац
- Межстрочный интервал должен быть равен 1,5.
- Каждая новая красная строка должна иметь отступ строки, равный 1,25 см.
- Весь основной текст выравниваем по ширине.
Разделы курсовой работы
Проект должен состоять из следующих частей:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Список сокращений (если есть).
- Введение.
- Теоретический и практический разделы работы (если это предусмотрено проектом);
- Заключение (выводы).
- Список используемых источников.
- Приложение (включает в себя изображения, графики, таблицы, нормативные правовые акты, которые занимают более одной третьей листа формата А4).
Новый раздел начинается с новой страницы. После наименования раздела перед обычным текстом ставится двойной межстрочный интервал, а если сразу под названием раздела указано название подраздела – интервал используется обычный.
Оформление титульного листа
Нюансы оформления титульного листа есть на каждой кафедре, их нужно уточнять дополнительно.
Но есть и одинаковые для всех требования, среди которых:
- Вверху страницы, с выравниванием по центру, прописывается полное наименование учебного заведения. В «шапке» также пишется название факультета (вторая строка) и название кафедры (третья строка).
- По центру страницы, отступая от верхнего 7-9 строк, пишется Словосочетание «курсовая работа» (можно прописными буквами). Вторая строка – наименование дисциплины, а третья – тема проекта. Все строчки кроме первой пишутся строчными буквами, тема берется в кавычки. Применяют стандартный шрифт, но интервал обычно единичный.
- Справа, чуть ниже темы пишется «выполнил» и имя студента, на следующей строке – группа. Под ней есть пункт «проверил» или «принял», ученая степень и ФИО преподавателя.
- Иногда здесь же прописывается дата сдачи.
- Внизу страницы, по центру, пишется город и год написания.
Оформление содержания курсовой работы
На верхней части листа, по центру, пишется «СОДЕРЖАНИЕ», после чего прописываются все пункты проекта в виде списка. Напротив каждого пункта обязательно должна быть указана страница. Желательно поместить всю информацию на одном листе.
Введение
В этом разделе нужно указать, почему выбрана такая тема курсовой, цели и задачи, которые потребуется решить в процессе исследования. Также нужно упомянуть теоретические материалы, на основе которых будет проводиться написание работы.
Основная часть
- В теоретической части курсовой нужно провести анализ литературы. После окончания главы важно дать выводы по ней.
- Во втором разделе требуется полученную информацию применить на практике. Здесь также в конце надо представить соответствующие выводы.
Ссылки и сноски
Если это научная работа, то в тексте должны присутствовать ссылки или сноски. Согласно ГОСТу они бывают трех видов: затекстовые ссылки, внутритекстовые или подтекстовые сноски. Чаще всего используются ссылки или подтекстовые сноски.
Ссылки — это указанные в квадратных скобках номера источника из списка литературы и страницы, откуда была взята цитата.
Сноска — примечание к тексту или толкование, помещаемые в нижней части полосы курсовой (подстрочные сноски) или в конце книги (под порядковым номером).
Курсовая должна содержать ссылки или сноски если:
- Приводится точная или переформулированная цитата какого-то ученого.
- Используются статистические данные, выдержки из законов или нормативов.
- Используют материал, взятый из чужого научного исследования: учебника, научного пособия, статьи, отчета.
Есть несколько способов порядка их подачи
- По мере их появления в тексте. Именно такой способ был использован в образце, приведенном выше.
- С использованием алфавита для их выстраивания. Но тут имеется такой нюанс, что сначала надо указать законы, далее отечественных авторов в алфавитном порядке, потом зарубежных, а потом использованные ресурсы Интернета.
Оформление таблиц, рисунков, формул
При написании глав возникает необходимость для более иллюстративной подачи материала использовать таблицы или рисунки. Каждая из них имеет свой порядковый номер, который состоит из двух цифр. Первая – это номер главы, а вторая порядковый номер рисунка или таблицы в границах этой главы.
Формулы следует вводить в буквенном выражении и только потом расшифровывать приведенные индексы. Уравнения и формулы пишутся не в основном тексте, а выносятся на отдельную строку. Их следует нумеровать при помощи чисел с круглыми скобками (располагаются справа от самого уравнения).
Чтобы не перегружать текст крупными элементами (рисунками или таблицами), их можно вынести в приложение.
Заключение
Далее надо написать заключение. Там требуется проанализировать проделанную работу и дать рекомендации по решению выявленных проблем. Рекомендуется, чтобы объем заключения курсовой не превышал двух страниц.
Список литературы
Далее требуется представить библиографический список. По ГОСТу разрешается использовать не только печатную литературу, но и интернет. Процент электронных источников должен составлять 30% от общего числа материалов.
Озаглавить эту часть можно в нескольких вариантах: «Список литературы», «Список используемой (использованной) литературы», «Список используемых источников и литературы».
При оформлении библиографии необходимо ориентироваться на правила.
- Первыми в список вносятся нормативные акты и законодательная база, потом указываются монографические и учебные издания, после – периодическая печать, архивные материалы и интернет-источники.
- Для нормативных актов первым делом указывается наименование акта. Далее дата его создания и источник, из которого вы этим актом пользовались.
- Для учебной литературы, монографии, статьи указывается фамилия, инициалы автора, название статьи/учебника, город, издательство, год выпуска.
- Для интернет-источника указывается ссылка URL, дата, когда пользовались источником.
Приложения
Если содержание или форма курсовой работы предполагает наличие приложений, то они добавляются в самом конце. Это могут быть большие таблицы или схемы из текста, материал, помогающий лучше понять курсовую работу, бумаги предприятия и т.д. Каждое из них начинается с новой страницы
Если у Вас нет желания или возможности заниматься своей курсовой работой, то ее можно купить или заказать на специальных сайтах. Как не ошибиться при покупке или заказе курсовой можно прочитать в статье «Купить курсовую работу: что об этом нужно знать».