Опубликовано 1 комментарий

Подготовка к школе будущих первоклассников

Все родители будущих первоклассников озабочены вопросами поступления в школу, а именно: Что должен знать будущий первоклассник? Какова должна быть подготовка к начальной школе?

На сегодняшний момент большинство детей идут в школу с определенным уровнем знаний, без которых первоклассникам сложно в начальной школе.

Требования к будущим первоклассникам зависят от школы, в которую он поступает. Обычные школьные программы рассчитаны на детей, которые умеют читать по слогам и знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Для поступления в гимназию или лицей предъявляются другие требования подготовки к школе, там знаний цифр в пределах 10 будет не достаточно.

В данной статье рассмотрен как базовый список того, что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста при поступлении, так и дополнительные задания, которые помогут ребенку пройти тестирование в гимназию или лицей.

О себе и своей семье:

  • О себе: Фамилия, имя и отчество; День рождения, Сколько лет; Сколько лет будет через 1 год, через 2 года?
  • О родителях: Как зовут родителей (ФИО); Кем они работают?
  • О родственниках: Братья и сестры; Как их зовут, кто старше или младше? Как зовут Бабушек и дедушек?
  • О друзьях: Как их зовут, Кто старше или младше?
  • Домашний адрес: Страна, область или край, название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры. Дополнительно: назвать основные достопримечательности своего города (поселка, деревни).

По математике:

  • Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0. Дополнительно для некоторых школ: счет от 0-20 и от 20 – 0.
  • Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
  • Знать понятия «больше-меньше, поровну» и уметь сравнивать числа.
  • Выполнять счетные операции в пределах десяти: увеличивать/уменьшать количество на один, на два. Дополнительно: знать состав чисел (в пределах первого десятка).
  • Уметь поделить предметы на две/три/четыре равные части.
  • Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Какие предметы в комнате похожи на шар, круг, треугольник, квадрат.
  • Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
  • Решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)

По чтению:

  • Знать буквы и звуки, отличать гласные и согласные.
  • Найти нужную букву в слове (в начале, середине и конце слова).
  • Подбирать слова на заданную букву.
  • Знать стихотворения (рассказать наизусть).
  • Пересказывать простые услышанные произведения.
  • Уметь описывать картинку по памяти.

Навыки письма:

  • Правильно держать ручку в руке.
  • Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
  • Обводить картинки по контуру, обводить печатные буквы по контору.
  • Копировать геометрическую фигуру по клеточкам, уметь рисовать по клеточкам и точкам, уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
  • Уметь аккуратно закрашивать рисунок, продолжить штриховку рисунка.

Задания на логику:

  • Заканчивать предложения.
  • Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок (рассказ должен быть связным, иметь начало и конец).
  • Группировать предметы по признакам: объединять, исключать лишние предметы из списка, находить сходства и различия между предметами с объяснением (мебель, посуда, одежда, обувь.)
  • Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Основные понятия, которые должен знать будущий первоклассник:

  • Название своей страны и ее столицы; Дополнительно: назвать другие страны и города.
  • Основные цвета (10-12 основных цветов)
  • Понятия «право-лево» (показать правый глаз, левое ухо, правую руку, левое колено, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.).
  • Знать понятия «большой–маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «раньше-позже».
  • Различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное

Ориентация во времени:

  • Время суток (Когда нужно завтракать – вечером или утром? Когда обедать – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?)
  • Дни недели (Сколько дней в неделе, названия дней недели, какой сейчас день недели, в какой день люди не ходят на работу).
  • Месяцы (Сколько месяцев в году, названия, какой сейчас месяц, с какого месяца начинается год, сколько дней в месяце).
  • Времена года: перечислить названия. Какое сейчас время года? Сколько времен года? Чем отличается зима от лета? Когда бывает холодно и идет снег? В какое время года на деревьях появляются листья? В какое время года что можно делать (кататься на лыжах, купаться, сажать цветы, собирать урожай)?
  • Чем отличается день от ночи?
  • Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? 

О природе:

  • Явления природы: дождь, снег, град, гром, молния, засуха, извержение вулкана и др.
  • Животные: Домашние и дикие животные (чем они отличаются, назвать несколько видов домашних и диких животных, какую пользу приносят разные домашние животные человеку), хищные и травоядные животные.
  • Детеныши животных: назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки и др. (например, собака-щенок, кошка-котенок, корова-теленок, лошадь-жеребенок).
  • Птицы: перечислить названия, зимующие и перелетные птицы (почему их так называют).
  • Насекомые: назвать несколько видов.
  • Отличия зверей, птиц, рыб: назвать отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)
  • Растения: деревья, кустарники, цветы, грибы – назвать несколько примеров.
  • Овощи, фрукты и ягоды: их отличия, назвать примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду). Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лёжа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зелёного, жёлтого, оранжевого цвета.

Человек и общество:

  • Части тела человека.
  • Транспорт: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами).
  • Важные государственные праздники.
  • Писатели и поэты: привести несколько примеров поэтов и писателей (например, Пушкин, Есенин, Толстой, их произведения).
  • Виды спорта: перечислить некоторые, отвечать на вопросы, например, к каких видах спорта нужен мяч, коньки? 
  • Профессии: Что делает почтальон, врач, учитель? Кто лечит людей, пишет стихи, сочиняет музыку, строит дома, шьет одежду, играет в кино и театре?
  • Правила дорожного движения: В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как поступить, если поблизости нет светофора?

Общие вопросы:

  • Ты хочешь учиться в школе? Зачем ты идешь в школу? Почему нужно учиться?
  • Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  • Зачем в школе нужна парта, звонок?

Заключение

С какого возраста следует начинать обучать детей — критериев нет. Все зависит от самого ребенка, чтобы он сам захотел осваивать новое. Начать обучать ребенка нужно через игру: считать на улице птиц, деревья, лужи и т.д.

Но прежде чем обучать ребенка, нужно уточнить в школе – что именно нужно знать ребенку при поступлении в школу. Недостаток знаний приведет к отставанию ребенка по сравнению с другими учениками, а «излишек» знаний будет способствовать тому, что ребенок будет стоять на месте в своем развитии, в то время, как одноклассники будут шагать вперед.

При этом занятия должны быть недолгими (15-20 минут) и лучше, если они будут проходить в игровой форме.

 

1 комментарий к “Подготовка к школе будущих первоклассников

  1. Спасибо! Очень хорошая статья — инструкция для будущего первоклассника!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...