Опубликовано Оставить комментарий

Как научить ребенка читать по слогам?

Рано или поздно у родителей возникает вопрос «Как научить ребенка читать по слогам?«. При этом существует много пособий, методичек, которые могут применять разную методику обучения чтению. Не каждый родитель способен сориентироваться в разнообразии методик. Но, так или иначе, их можно разделить на несколько групп.

  • Звуко-буквенная методика — ребёнок воспринимает звуки, анализирует их в составе слова, учится слышать их и соотносить с буквами.
  • Сложение букв — сначала ребёнок учит названия букв — «эм», потом пробует их складывать: «эм -а» — «ма», и т.д.).
  • Слоговое чтение — ребёнок выучивает и читает целые слоги (методика Николая Зайцева). При слоговом  чтении нарушается главный педагогический принцип «от простого к сложному», поскольку ребёнок сразу погружается в сложную систему символов.

С чего начинать, чтобы научить ребенка читать по слогам

  • Во-первых, учите малыша вслушиваться в окружающий мир. Попросите его изобразить, как жужжит пчела, как мяукает котенок, как мычит корова, шуршат сухие листья и т.п. Научите ребёнка отличать гласные от согласных (важно запомнить не эти названия, а то, что звуки отличаются друг от друга).
  • Далее спросите, можно ли этот звук петь голосом, какой звук в начале или в конце слова, какое слово начинается с того же звука? Если ребёнок может ответить на подобные вопросы, стоит двигаться дальше.

Переходим к буквам

Для того, чтобы отличать буквы, нужно сопоставить — какому звуку (что мы слышим) соответствует какая буква (обозначение звука на письме).

 

Для нас совершенно очевидно, что звук — это то, что мы произносим и слышим, а буква — это то, что мы пишем и видим. Но у детей абстрактное мышление еще не развито. Поэтому на ранних этапах обучения лучше произносить не название буквы, а звук!

А как же запомнить буквы? Нарисуйте огромные буквы мелом на асфальте или палочкой на песке, пройдитесь по ним вместе с ребенком. Лепите буквы из теста, проволоки, пластилина и т.д. Максимально задействуйте способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств. Поиграйте в «загадки» — «нарисуйте» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.

Переходим к слогам

  • Начать легче всего с двух гласных: Ау, Уа, Иа.
  • Далее читать открытые слоги (согласный + гласный). Можно сделать карточки с согласными и гласными буквами, которые соединять между собой. Например:  м + а = ма, м + и = ми.
  • И только потом переходить к закрытым слогам (гласный + согласный). Здесь также можно использовать теже карточки.

Основные упражнения

  • Подставить нужную букву (в начале, середине, конце слов): _ыба, _ир, _од.
  • Найти лишнюю букву и вычеркнуть.
  • Заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово (мак — рак).
  • Составить все варианты слогов из нескольких букв.
  • Добавить недостающий слог в подписи к картинке. Например, к карточке с изображением птицы       выкладывается слог «пти». Ребёнок должен закончить слово.
  • Распутать «перепутанные» слоги: ка-лей > лей-ка.
  • Выполнить упражнения на развитие внимания при письме. Для этого напечатайте слоги на компьютере, сначала одну строку, потом несколько. В строке с одинаковыми слогами спрячьте слог с ошибкой. Ребёнок должен найти его и вычеркнуть. Это могут быть просто буквенные сочетания, две согласные. Например: со со со со со со со со со со оо со со со со со сс.

Задания для обучения и закрепления чтению можно получить из программ:
Русский алфавит — карточки для печати;
Чтение по слогам;
Умная раскраска «Слова 3»
Расшифровка слов по числам;
Общие буквы.

Последний этап — предложения.

  • Если ребёнок легко читает короткие слова, составьте простые предложения из двух, а затем из трёх слов, постепенно усложняя задания. Напрример: Вот мак. Там ель. Где кот?
  • Первые предложения старайтесь составлять из простых знакомых слов: имена членов семьи, основные глаголы и пр. Они не должны быть слишком сложными, чтобы ребёнок, дочитав до последнего слова, не забыл первое.
  • Постепенно усложните задачу, вводя двусложные слова. Например: Он бе-жит. Ры-ба в мо-ре.

В заключении

Все дети разные — и темпы обучения отличаются. Поэтому лучше ориентироваться не на раннее обучение, а на особенности мышления и готовность ученика. Здесь важнее уделить время ранним этапам обучения, так как, чем увереннее малыш пройдёт начальные этапы, тем лучше сможет в дальнейшем анализировать слова и грамотнее писать. 

Также, чтобы научить ребенка читать по слогам, важно развивать у малыша чувство ритма. Здесь хорошо помогают пение и игра на простейших музыкальных инструментах (дудочка, бубен, барабан), полезны любые игры с мячом, а также игры со скакалкой, «резиночки» и т.п.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.