Упражнения для письма — это не только тренировка в написании текстов и букв. Многие родители думают, что плохой почерк — это следствие невнимательности или лени ребенка, поэтому заставляют переписывать тексты по несколько раз. Однако, проблемы, связанные письмом, могут сигнализировать о нарушениях взаимосвязи мозга и координации письма. Поэтому, следует обратить внимание на упражнения, которые установят взаимосвязь мышления, мелкой моторики руки и письма, то есть способность перевести информацию в некую систему знаков.
К одной из моих первых статей по исправлению почерка пользователь написал комментарий;
Почерк — это не работа руки, а работа мозга. Рука «не видит» строчки в тетради, не знает правила. Поэтому буквы разваливаются в разные стороны и получаются странные ошибки.
Для проверки можно попробовать вот что: положите перед собой бумагу, возьмите ручку. И не глядя(!) на бумагу напишите длинное слово, например «велосипедисты». А ниже напишите то же самое слово, но уже глядя на то, что вы пишете. Если результаты будут очень похожими — значит вы пишете не «головой», а мышечной привычкой руки.
В статье рассмотрим упражнения, которые могут помочь скорректировать почерк.
Мелкая моторика
Чтобы ребенок хорошо управлял ручкой, нужно развивать координацию движения рук. В этом поможет рисование, лепка из пластилина, аппликации, игры с конструктором, содержащих множество мелких деталей, бисероплетение и т.д.
Среди этих упражнений можно выделить те, при которых пальцы образовывают кольцо — упражнения для правильной постановки пальцев по время письма:
➜ Упражнение «Змея». Из пластилина делается длинная колбаска — змея. Ребенок идет по длине змеи и сдавливает ее двумя пальцами — большим и указательным. При соединении этих двух пальцев они должны образовывать кольцо, как при письме.
➜ Упражнение «Дождик». От куска пластилина отщипываются маленькие кусочки, наклеиваются на лист цветного картона, под видом «капель дождя». А сверху рисуется тучка, рисунок- готов!
Также из пластилиновых шариков можно делать целые картины. Для этого из кусочка пластилина ребенок скатывает много маленьких шариков, которые потом лепит на картинку по образцу (например, раскраске) или по собственной фантазии. Такими шариками удобно выкладывать картины с крупными цветными элементами — радугу, море, небо с облаками. Когда ребенок отщипывает пластилин, он делает это указательным и большим пальцем, которые вместе образуют кольцо.
➜ Бусы и фенечки. Нанизывание бусинок или бисера на проволоку или леску также способствует тому, чтобы добиться правильного положения пальцев.
➜ Алмазная вышивка. Она также представляет собой выкладывание картин из мелких элементов — страз. Но процесс усложняется тем, что стразы нужно выкладывать с помощью пинцета или стилуса.
Упражнения для развития мелкой динамики внутри ладони
Любые мелкие предметы можно использовать для развития моторики внутри ладони. Например,
➜ Разложить мелкие предметы на столе и собрать их по одному одной рукой, а затем положить обратно на стол по одному также одной рукой. При неразвитых манипуляциях предметы будут падать, так как ребенку будет сложно двигать одними пальцами, сжимая другие, а также перекладывать монеты внутри ладони, не помогая другой рукой. Чтобы выполнять такие упражнения для письма, подойдут монеты, пуговицы, крупная фасоль, бусинки (не мелкий бисер).
➜ Ребенок берет в руку карандаш за один край. Затем старается одной рукой без помощи другой, и не кладя карандаш на стол, «дойти» до противоположного конца и обратно.
Укрепление и расслабление руки
Сделать руку твердой, а пальцы более выносливыми помогут различные упражнения для письма: различные техники рисования, штриховка и т.д. Это поможет выработать хороший и правильный нажим.
При этом, если ребенок постоянно напрягает руку или слишком сильно давит на ручку или карандаш, то руку необходимо расслаблять. Это могут быть упражнения «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Также иногда следует сделать гимнастику для всего плечевого пояса или всего тела.
Если у ребенка не складываются отношения с шариковой ручкой, предложите ему писать попеременно карандашом, гелевой ручкой, фломастером и т.д. В придачу к авторучке можно купить несколько красивых блокнотов, которые не будут напоминать об учебе. Так как сильный нажим еще может сигнализировать о внутренней тревожности, то красивые и удобные блокнотах с героями любимых мультфильмов, а также разноцветные ручки могут расслабить тревожного ребенка.
Учим красоте письма
Еще один прием – прививаем школьнику восприятие красоты букв. Для этого возьмите лист формата А4 и пусть ребенок рисует во всю ширь сложные для него буквы, буквосочетания и по-разному раскрашивает их. Попробуйте собрать из таких красиво написанных букв какую-то фразу, например «С Днем рождения» или «Доброе утро». Несколько подобных сюжетов помогут ребенку утвердиться в мысли, что стараться ради красивого почерка стоит.
Работаем над элементами
Если ребенок неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку. Для этого можно:
➜ Подбирать слова и тексты с использованием «сложных» букв и сочетаний, чтобы процесс разработки был наиболее точечным.
➜ Использовать прописи. Здесь могут помочь также простые, в которых нужно прописать крючочки и палочки для восстановления первоначального навыка. Затем перейти к более сложным прописям.
Обращайте внимание ребенка на соблюдение строчки, тренируйтесь, чтобы буквы не вылезали за ее пределы, были более-менее одинаковыми по размеру.