Опубликовано Оставить комментарий

Основные правила по русскому языку за 3 класс: морфологический разбор слов

русский морфологический разборСтатья поможет быстро вспомнить морфологический разбор слов за 3 класс после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

 

Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:

  1. Орфограммы по русскому языку за 3 класс,
  2. Члены предложения: главные и второстепенные, а также однородные члены предложения,
  3. Морфологический разбор слов за 3 класс.

Повторение: части слова

  • Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.  Отличить приставку и предлог: между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово, между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.
  • Корень — главная значимая часть слова.
  • Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  • Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 
  • Основа слова — часть слова без окончания ( Приставка + Корень + Суффикс).

Морфологический разбор имени существительного

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы и от­вечает на вопросы кто? что?

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

  • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называ­ют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.

Собственные и нарицательные имена существительные

  • Собственные имена пишутся с большой буквы. Это фамилии, имена и отчества людей, клички животных, географические названия (названия городов, деревень, рек, озёр, морей).
  • Нарицательные имена — это все остальные существительные. Это названия предме­тов или группы однородных предметов. Имена нарица­тельные пишутся с маленькой буквы: город, вишня, дерево.

Род имён существительных

  • Мужской род: Он чей? Он мой — телевизор, папа, дядя. Окончания нулевое, -А, -Я.
  • Женский род: Она чья? Она моя — сирень, мама, тётя. Окончания нулевое, -А, -Я.
  • Средний род: Оно чьё? Оно моё — окно, море. Окончания -О, -Е.

Чтобы узнать род имени существительного множественного числа, надо поставить его в форму единственного числа: океаны -океан (м. р.), реки -река (ж. р.), моря -море (ср. р.).

Род неизменяемых имен существительных надо запомнить.
Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню — среднего рода.
Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе — мужского рода.

Склонение имён существительных

  • К 1-ому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я (дядя, папа, поляна, земля).
  • Ко 2-ому склонению относятся имена существительные мужского рода с ну­левым окончанием (конь, сарай) и среднего рода с окончаниями -О, -Е (солнце, утро).
  • К 3-ему склонению относятся имена существительные женского рода с мяг­ким знаком на конце (сирень, мышь).

Число имен существительных

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет (карандаш), во множественном числе — два и более предметов (карандаши). При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание: яблоня -яблони, яблоко -яблоки, плод -плоды.

Некоторые существительные имеют только форму единственного числа: доб­рота, смелость, масло, мука, молодёжь, старьё. А некоторые — только форму множественного числа: ножницы, брюки, часы, дрожжи, щи, деньги, сутки, ка­никулы, грабли, весы, сливки.

Изменение по падежам

  • Именительный падеж: ЕСТЬ кто? что? друг, молоток. Предлоги: предлогов нет.
  • Родительный падеж: НЕТ кого? чего? друга, молотка. Предлоги: без, до, от, из, около, возле, подле, вокруг, у, с.
  • Дательный падеж: ДАТЬ кому? чему? другу, молотку. Предлоги: к, по, бла­годаря.
  • Винительный падеж: ЛЮБЛЮ, ВИНИТЬ кого? что? друга, молоток. Предло­ги: на, за, под, перед, в, про.
  • Творительный падеж: ДОВОЛЕН, ТВОРИТЬ кем? чем? другом, молотком. Предлоги: за, под, над, перед, между, с.
  • Предложный падеж: ДУМАЮ, ГОВОРЮ о ком? о чём? о друге, о молотке. Предлоги: о, об, на, в, при.

Схема разбора по составу имени существительного

  1. Определи часть речи: что? кто? —► имя существительное.
  2. Определи окончание, найди основу, для этого:
    а)   измени слово по числам {он, она, оно, они);
    б)   измени слово по падежам (подставь слова: есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю).
  3. Найди корень (подбери однокоренные слова с другими суффиксами и при­ставками).
  4. Определи приставку и подбери 1—2 слова с такой же приставкой.
  5. Определи суффикс и подбери 1—2 слова с таким же суффиксом.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признаки предме­тов и отвечает на вопросы какой? какое? какая? какие?

Изменение по числам

  • Единственное число: какой? какая? какое? — синий, синяя, синие.
  • Множественное число: какие? синие.

Изменение по родам

  • Мужской род: какой? -ЫЙ, -ИЙ — низкий стул, красный шарф.
  • Женский род: какая? -АЯ, -ЯЯ — вкусная черешня, синяя юбка.
  • Средний род: какое? -ОЕ, -ЕЕ — яркое солнце, синее небо.

У прилагательных множественного числа род определить нельзя.
Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существитель­ное: яркий день (м.р.).

Схема разбора по составу имени прилагательного

  1. Определи часть речи: какой? какал? какое? какие? —► имя прилагательное.
  2. Определи окончание, найди основу, для этого:
    а)   измени слово по числам {какая; какое; какой; какие);
    б)   измени слово по падежам;
    в)    измени слово по родам {он какой, она какая, оно какое).
  3. Найди корень (подбери однокоренные слова с другими суффиксами и при­ставками).
  4. Определи приставку и подбери 1—2 слова с такой же приставкой.
  5. Определи суффикс и подбери 1—2 слова с таким же суффиксом.

Морфологический разбор глагола

Глагол — это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

  • Неопределённая форма глагола (инфинитив) отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  • Глаголы в неопределённой форме не имеют ни времени, ни числа: летать, прилететь.
  • У глаголов настоящего и бу­дущего времени есть число и лицо, а в прошедшем времени — число и род.

Глаголы изменяются по числам

  • Глагол в форме единственного числа обозначает действие одного предмета (что делает? что сделает?). Видит, услышит.
  • Глагол в форме множественного числа обозначает действие двух и более предметов (что делают? что сделают?). Несут, принесут.

Глаголы изменяются по временам

  • Прошедшее время — действие произошло или происходило ранее: что делал? что сделала? Глаголы прошедшего времени образуются при помощи суффикса -Л- собирал, видела.
  • Настоящее время — действие происходят сейчас: что делает? делают? — ду­мает, мечтают.
  • Будущее время — действие произойдёт когда-то в будущем: что сделает? что будет делать? — уйдёт, полетит.

Глаголы изменяются по родам в прошедшем времени в единственном числе

  • Мужской род: что делал? — нулевое окончание (играл).
  • Женский род: что делала? — окончание -А (играла).
  • Средний род: что делало? — окончание -О (играло).

Глаголы изменяются по лицам

Глаголы имеют 3 лица и определяются по местоимению: я думаю (1 лицо), он делает (2 лицо), мы слышим (3 лицо).

Схема разбора по составу глагола

  1. Определи часть речи: что делать? что делает? —»• глагол.
  2. Определи окончание, найди основу, для этого определи форму.
    ЕСЛИ неопределённая форма: что делать? что сделать? —► окончание -ть, -ти.
    ЕСЛИ личная форма: что делает? что сделает? —► настоящее время, будущее время:
           а)    измени слово по числам (что делает? — что делают?)’,
           б)   измени слово по лицам (поставить я, ты, он);
    ЕСЛИ что делал и т.д. —»• прошедшее время.
           а)    измени слово по числам (что делал? — что делали?);
           б)   измени слово по родам (он что делал? она что делала? оно что делало?).
  3. Найди корень (подбери однокоренные слова с другими суффиксами и при­ставками).
  4. Определи приставку и подбери 1—2 слова с такой же приставкой.
  5. Определи суффикс и подбери 1—2 слова с таким же суффиксом (глагол прошедшего времени — суффикс -Л).

Местоимение

Местоимение — это часть речи, которая не называет предметы и их призна­ки, а только указывает на них. Личные местоимения имеют 3 лица и изменя­ются по числам (единственное и множественное).

  • 1-е лицо: Я — Мы;
  • 2-е лицо: Ты — Вы;
  • 3-е лицо: Он, она, оно, они.

Личные местоимения 3 лица единственного числа бывают трёх родов:

  • муж­ской род — он,
  • женский род — она,
  • средний род — оно.

Заключение

Памятка включает в себя морфологический разбор слов за 3 класс. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками. 

Весь курс начальной школы (за 1-4 классы) в краткой форме на сайте newlesson.ru. С помощью курса можно быстро повторить основные моменты и правила по предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.