Основные правила по русскому языку за 2 класс

русский язык 2 класс учебник правилоПамятка «Основные правила по русскому языку за 2 класс» поможет быстро вспомнить пройденные правила после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Части речи

➤ Слова, которые называют предмет и отвечают на вопрос Кто? и Что?  — это имена существительные. Например: кот, город, мальчик.

➤ Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные. Например: соленый, сладкий, хороший, красивый.

➤ Слова, называющие действие и отвечающие на вопрос Что делать, Что сделать, Что делал, Что делает, Что сделает, Что будет делать – это глаголыНапример: стоит, прошел, прыгал.

Части слова

Приставка

➤ Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

➤ Отличить приставку и предлог:
Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.
Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

Корень

➤ Главная значимая часть слова — это корень. Слова, имеющие один корень, называют однокоренными.  В корне содержится основное значение слова.

Суффикс

➤ Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.  
После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс –ёнок- (тигрёнок, утёнок).
После твердых согласных и  [ч’], пишется суффикс –онок- (волчонок, мышонок).

Окончание

➤ Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

➤ В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются, а значит, не имеют окончания (например: кафе, кофе, какао,  желе, эскимо, меню, пальто, метро, кино, лото, шоссе, такси,  кенгуру, пони, пианино, радио).

Основа слова

Часть слова без окончания – это основа.
Основа слова = Приставка + Корень + Суффикс. Чтобы найти основу, надо найти окончание.

Образование слов

➤ Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

➤ Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.

➤ Слово, образованное одновременным присоединением приставки и суффикса, то такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Форма слова и родственные слова

➤ Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общую часть родственных слов называют корнем. Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.

➤ При изменении формы слова значение слова не меняется. То есть изменяется только окончание.

Буквы при написании

  • Безударные гласные в корне слова: чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
  • жи — ши пиши букву и.
  • ча — ща пиши букву а.
  • чу — щу пиши букву у.
  • чк, чн — пишутся без мягкого знака, потому что звук [ч’] мягкий.

Предложения

Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):

1. Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
2. Вопросительные – содержат вопрос. В кон­це ставится вопросительный знак (?).
3. Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).

Предложения по интонации:

1. Восклицательные – произносятся с особым чувством
2. Невосклицательные – произносятся спокойно

Интонация – чувство, настроение, передаваемые голосом.

Текст 

➤ Текст состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.

Заголовок— название текста. Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте. Текст без заголовка всегда может быть озаглавлен, потому что заголовок связан с основной мыслью текста.

➤ Последовательность абзацев в тексте можно передать с помощью его плана. План — это главные предложения (ключевые слова) каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

➤ Текст, в котором описывается предмет или явление, называют описаниемОн напоминает картину или остановленный кадр фильма, которые надо внимательно рассмотреть. В тексте-описании нет событий. Когда читаешь текст-описание, то кажется, что изображение замерло.

➤ Текст, в котором передаётся последовательность событий, называют повествованием. Он похож на кадры фильма, которые идут один за другим.

➤ Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, называют рассуждением.

Значение слов

➤ Слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными, которые имеют одно значение, называют однозначными. В тексте слово всегда употребляется в одном значении. Значение многозначного слова может быть понято только в тексте, в предложении или в словосочетании.

➤ Синонимы — слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Например: дети — ребята — детвора — малыш, трудный — тяжелый.

➤ Антонимы — слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению. Например: слабый — сильный, плохой — хороший.

➤ Омонимы — слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению. Например: девичья коса, острая коса, среда обитания — среда (день недели).

➤ Многие слова пришли в русский язык из других языков. Такие слова называют заимствованными. Например: цирк, касса, аренам лев —латинские слова; трюк — французское слово.

➤ Слова, которые родились в русском языке, называют исконными. Например: огород, берег, молоко, корова, борозда, веретено.

➤ Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими.

Фразеологизмы

В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называю фразеологизмами. Например: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны). Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумыва­ли сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Также смотрите следующие правила по русскому за 2 класс

Заключение

Быть грамотным — признак культурного человека. Правила по русскому языку за 2 класс — это база для дальнейшего изучения и повышения грамотности.

Оцените статью
( 93 оценки, средний 4.81 от 5 )
ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧЕБЫ И РАБОТЫ
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.