Коррекция почерка у школьников необходима, так как дефекты письма препятствуют успешной учебе ребенка в школе и заметно снижают успеваемость. Коррекция почерка предполагает практические занятия, в результате которых можно добиться значительного исправления дефектов письма у школьников. В статье рассмотрим основные принципы коррекции почерка.
Что считается плохим почерком?
- Наличие «скачущих» и «проваливающихся» на строке букв и цифр относительно строчки;
- Нестабильность высоты и ширины букв, а также их наклона;
- Невозможно отличить написание некоторых букв, искажение формы (например, «н», «и», «к», «п», «м»);
- Неправильные соединения букв «о», «а», из-за этого они очень похожи при письме;
- Различные линии: слабые, с дополнительными штрихами, с сильным нажимом (в тетради образуются дырки);
- Неравное расстояние между словами в предложении.
В результате плохого почерка возникают следующие проблемы:
- Из-за небрежности один и тот же текст может переписывается несколько раз;
- Снижается успеваемость и, как следствие, уменьшается мотивация выполнять домашние задание;
- Медленная скорость письма, появление апатии при выполнении домашнего задания;
- Появляется страх демонстрировать свои тетради родителям и желание спрятать свои тетради;
- Уменьшается самооценки из-за критики учителей и родителей.
- Неправильное положение ручки при письме и т.д.
Самые частые рекомендации родителям: писать дополнительно в прописях, развивать мелкую моторику.
Для исправления почерка могут применяться разные подходы:
- Педагогический — используются прописи для тренировки, а проблемные буквы прорабатываются отдельно (повторяется написание «проблемных» букв большое количество раз)
- Художественный — проводятся занятия на развитие мелкой моторики: рисование, лепка из пластилина, изготовление поделок, в том числе в мелкими элементами.
- Нейропсихологический — формирования навыка с учетом психологических и возрастных возможностей.
Коррекция почерка у школьников возможна при участии как самого ребенка, так родителей и учителей (возможно привлечение специалиста).
Роль ученика:
- Соблюдать режим для поддержания работоспособного состояния (ложиться спать вовремя, правильно питаться);
- Выполнять рекомендуемые упражнения и задания для письма.
Роль родителей:
- Соблюдение режима дня ребенка (сон, питание, распределение нагрузок);
- Организация рабочего места: хорошие карандаши, ручки, кисти и т.д.;
- Положительные эмоции: поощрение через действие.
Роль учителя:
- Учет индивидуальных особенностей (дать дополнительное время, разрешить дополнительные инструменты (ручку-стиралку), не стыдить.
Роль специалиста:
- Грамотная диагностика и выявление механизма нарушения;
- Составление плана действий;
- Подбор адекватной методики обучения письму;
- Учет рекомендаций смежных специалистов (невролог, логопед, психолог, учитель).
Упражнения, которые помогут улучшить почерк
Физические упражнения
- Если ребенок не сбалансирован, не может управлять руками и ногами, это непременно скажется на процессе письма. Поэтому нужно выполнять упражнения. в том числе на баланс: стоять на одной ноге, ловко подбрасывать и ловить мяч и т.д.
- Положить ладошки на стол. По очереди поднимать и опускать каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимать одинаковые пальцы.
- Зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Затем нарисовать какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.
Графические упражнения
- Двуручное рисование;
- Повторение графических узоров;
- Разные масштабы письма (большие и маленькие прописи, самостоятельное задание размера букв)
- Использование разных материалов для письма (чековая лента, рулоны обоев),
Упражнения с буквами
- Анализ буквы по элементам с последующим повторением написания;
- Выполнять задания в прописях разного уровня подготовки.
Примеры прописей, которые можно использовать для школьников более старшего возраста.
Другие советы для коррекции почерка
- Перед тем, как приступать к занятиям по коррекции почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений как в школьной, так и во и взрослой жизни. Можете рассказать несколько жизненных ситуаций об этом.
- Начать занятия лучше с тренировки написания определенных букв, с которыми возникают сложности.
- Следите, чтобы во время занятий ребенок правильно сидел, не налегал на стол, правильно держал ручку. Ведь часто проблемы с почерком возникают именно из-за этого.
- Уделяйте упражнениям по исправлению почерка каждый день по полчаса. Ни в коем случае не заставляйте ребенка писать много.
- Купите специальную тетрадь с упражнениями для занятий.
- Делайте дополнительные упражнения, которые установят взаимосвязь мышления, мелкой моторики руки и письма, то есть способность перевести информацию в некую систему знаков.
Коррекция почерка у школьников — это марафон в 21 день.
Почему 21 день?
21 день ежедневной работы требуется для выработки автоматизма какого-либо действия (условного рефлекса). Это доказано русским ученым, физиологом, создателем науки о высшей нервной деятельности И.П. Павловым.
В заключении
Проблема с почерком — самая распространенная проблема в начальной школе, которая может остаться и в более старшем возрасте. Навыки письма усваиваются школьниками с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным: руки устают, буквы и слова получаются коряво и некрасиво. У многих возникают трудности, особенно если недостаточно развита мелкая моторика. Если вовремя не провести коррекцию почерка, он так и останется корявым, нескладным на всю жизнь.
Если занятия по исправлению почерка проводить регулярно, то скоро почерк начнет исправляться. Ведь руки ребенка станут более тренированными. Также нужно тренировать руки ребенка не только с помощью письменных упражнений, но и делать упражнения для тренировки пальцев. В этом поможет конструктор с мелкими деталями, пазлы, поделки из спичек, пуговиц и других мелких деталей, картины из крупы. Девочку можно записать в кружок по бисероплетению, вязанию, вышиванию. Мальчика могу заинтересовать занятия по выпиливанию, выжиганию по дереву, ремонту.