Основы финансовой грамотности не преподают для детей в школе, навык обращения с деньгами не развивается сам по себе. При этом финансовая грамотность — значимый элемент взрослой жизни. Она помогает людям жить по средствам, правильно планировать свои расходы, строить планы по увеличению сбережений, грамотно инвестировать. Научить своего ребенка обращаться с деньгами — значит воспитать потенциально более перспективного, успешного, самостоятельного человека, готового к взрослой жизни. А как это сделать правильно, читайте в нашей статье.
Что такое финансовая грамотность
Финансовая грамотность — это не умение экономить. Более того, экономия скорее ухудшает качество жизни. При этом, даже в случае высокого заработка финансово неграмотному человеку денег может не хватать. Ведь дело не только в размере дохода, но в том, как им распоряжаться.
Таким образом, финансовая грамотность — это умение управлять своими деньгами. Далеко не всегда финансового грамотный человек может стать миллионером. Но она позволяет просто жить по средствам, не оставаясь спустя неделю после зарплаты на мели.
Зачем ребенку финансовая грамотность, где ее изучают, что она дает
Правильное отношение к деньгам закладывается в семье. Родители на личном примере показывают ребенку, как и почему важно обдумывать, планировать траты, копить, вкладывать, обуздывать очередную «хотелку».
Формирование финансовой грамотности должно начинаться еще в дошкольном возрасте. В 5-6 лет ребенок уже способен осознать, что все материальные блага покупаются за деньги. Последние нужно зарабатывать, что далеко не просто. Эти простейшие знания позволяют не только ввести ребенка в основы финансовой грамотности, но объяснить, почему родители не покупают ему все, что он хочет.
Основы финансовой грамотности помогут:
— полноценно обеспечивать себя;
— жить стабильно (в части материального обеспечения);
— делать сравнительно крупные, значимые покупки даже при не очень большом доходе.
Поэтому, чем раньше вы начнете погружать своего ребенка в основы финансовой грамотности, тем быстрее и лучше он будет осознавать ее суть и важность.
В результате постепенно ребенок научится:
— понимать смысл и назначение денег, их роль в обществе.
— осознавать разницу между действительно необходимыми покупками и вещами второстепенной важности.
— принимать ответственные финансовые решения.
— вести бюджет, учитывая текущие, а также предстоящие доходы и расходы.
— находить источники дохода: копить, экономить на покупке второстепенных вещей, монетизировать хобби и т.д.
— избегать преступников, выманивающих деньги.
При этом многие дети сами хотят получать знания о финансах. А если начать обучать этой «науке» ребят, начиная с дошкольного возраста, то их интерес будет только расти. Главное, выбрать правильную методику, соответствующую возрасту и интересам детей.
Основные методы обучения финансовой грамотности
Ни одна методика не является единственно верной и эффективной. У каждой из них есть плюсы — минусы. Поэтому на плечи родителей и педагогов ложится груз отбора оптимальной программы и средств для ее реализации.
В статье собраны базовые способы обучения финансовой грамотности, подходящие для большинства ребят. Их можно менять, комбинировать, творчески корректировать или усложнять.
1. Создание своей игры
Оптимальный возраст: 4-5 лет.
Например, игра в магазин (продавать можно конфеты, печенье, игрушки и т.д.). Можно изготовить деньги из подручных средств (из цветной бумаги, пуговиц) или использовать кассу. Благодаря такой деятельности ребенок начинает осознавать, что за определенную сумму можно купить ограниченное количество товаров.
2. Проведение бесед о работе и доме
Оптимальный возраст: 5-7 лет.
Содержание: поговорите с ребенком о своей работе. Расскажите ему о том, в чем она заключается, за что вы получаете зарплату. Устройте ребенку экскурсию: сходите вместе на вашу работу, покажите кабинет.
Также объясните, что помимо профессиональных, существуют домашние обязанности. Это, например, приготовление еды, уборка, стирка. За это денег не получают. Домашние дела выполняются не за вознаграждение, а по собственной инициативе. Это способ проявления заботы к близким, ответственности за семью.
3. Использование готовых игр
Оптимальный возраст: 5-7 лет.
Популярные игры «Рынок», «Купи-Продай», «Магазин», «Монополия» и ее аналоги. Игру выбирают по возрасту. Например, самым маленьким подойдет тематическое лото или простейший «Магазин». А вот детям постарше можно предложить легендарную «Монополию». Сейчас существует масса ее вариаций, подходящих для ребят от 6-7 до 12-14 лет. Такие игры помогают научиться анализировать, планировать, выстраивать стратегию.
4. Просмотр мультиков
Оптимальный возраст: 5-10 лет.
Включайте образовательные мультфильмы. Примерами их могут служить «Фиксики», «Смешарики». В сериях этих мультиков персонажи рассказывают ребятам о кредитах, накоплениях, инвестициях, карманных деньгах, о семейном бюджете. Благодаря демонстрации конкретных ситуаций, которые могут произойти в жизни, такие мультфильмы очень познавательны.
5. Чтение книг
Оптимальный возраст: 4-17 лет.
Малышам читайте книги сами. Дети от 8-9 лет справятся с этой задачей самостоятельно (лучше, если ребенок будет уже хорошо читать, а не по слогам, уметь понимать прочитанное). Обучение финансовой грамотности происходит через увлекательные истории с примерами.
6. Планирование бюджета
Оптимальный возраст: от 8-9 до 17 лет
Научите ребенка рассчитывать, планировать бюджет на примере его карманных денег. Расскажите ему: как и на чем можно разумно сэкономить, как правильно расставить приоритеты, как копить и т.д.
Ребенок научится: планировать доходы и расходы, понимать важность планирования, самодисциплине. Главным является выработка основного навыка благополучия — отказа от сиюминутной радости для получения в будущем большей награды за терпение.
Особенности обучения финансовой грамотности детей разного возраста
Методы и средства для обучения финансовой грамотности дошкольников, ребят среднего, старшего школьного возраста значительно отличаются. Малыши лучше всего усваивают информацию в непринужденной игровой форме. Ребята постарше уже могут самостоятельно читать книги, участвовать в онлайн-занятиях, вести подробный финансовый дневник. Выпускники школ нуждаются в участии взрослых лишь отчасти. Их достаточно направить, подсказать, помочь в выборе целей, средств для их достижения.