Опубликовано Оставить комментарий

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

анализ финансовой деятельности Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций необходим:

  • внутренним пользователям для контроля и принятия управленческих решений,
  • внешним пользователям (инвесторам, поставщикам, банкам и др.) в целях определения прибыльности, платежеспособности, оценки эффективности вложения инвестиций.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта. Анализ проводится для прошлых периодов, в том числе для определения возможностей организации на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Целью финансового анализа является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании. Основными задачами является анализ доходности и оценка рисков предприятия.

Для оценки финансово-хозяйственной деятельности используется система показателей:

  • вертикальный и горизонтальный анализ,
  • показатели ликвидности,
  • финансовой устойчивости,
  • деловой активности,
  • рентабельности.

Информационной базой для проведения финансового анализа является бухгалтерская отчетность.

Провести полный анализ финансово-хозяйственной деятельности можно с помощью программы excel (перейти по ссылке)

Анализ финансово-хозяйственной деятельности состоит из следующих этапов:

  1. Вертикальный и горизонтальный анализ

Анализ имущества и источников его формирования предполагает анализ структуры активов и источников их финансирования (собственных и заемных), а также их динамики.
При анализе активов и источников финансирования оценивается:

  • их доля в валюте баланса,
  • абсолютное и относительное изменение структуры баланса. То есть изменение денежных средств, изменение заемных средств по сравнению с собственными средствами, изменение нераспределенной прибыли и ее динамика и т.д.

Результатом проведения вертикального и горизонтального анализа является определение имущественного и финансового положения предприятия в прошедшем периоде и выявление его возможностей в будущих периодах.

  1. Анализ финансовых показателей и коэффициентов

Анализ показателей дает возможность понять целостное состояние организации как на текущий момент времени, так и в динамике за несколько лет. Финансовые коэффициенты помогают увидеть сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основная часть финансовых коэффициентов представляет собой относительные величины. Это дает возможность сравнивать предприятия различного масштаба, а также сравнивать показатели со среднеотраслевыми показателями.

Существует огромное количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для исследования деятельности предприятия. Но на практике используется несколько основных коэффициентов, которые объединяют в 4 группы по основным аспектам хозяйственной деятельности:

  • ликвидность,
  • финансовая устойчивость,
  • деловая активность,
  • рентабельность.

2.1.Показатели ликвидности

Показатели ликвидности определяют способность организации с помощью своих активов покрывать обязательства перед кредиторами. То есть определяют, хватит ли у компании денег, чтобы расплатиться с долгами. Для анализа ликвидности проводится анализ ликвидности баланса, а также рассчитываются относительные показатели ликвидности:

  • абсолютной ликвидности,
  • быстрой ликвидности,
  • текущей ликвидности,
  • Общий показатель ликвидности баланса и др.

Описание показателей ликвидности  с формулами расчета в статье «Анализ ликвидности»

2.2.Показатели финансовой устойчивости

Показатели финансовой устойчивости определяют способность предприятия погашать свои обязательства в долгосрочной перспективе. Такой анализ сводится к расчету коэффициентов финансовой устойчивости:

  • автономии,
  • капитализации,
  • обеспеченности собственными оборотными средствами,
  • маневренности собственных оборотных средств,
  • чистый оборотный капитал и др.

Описание показателей финансовой устойчивости с формулами расчета в статье «Анализ финансовой устойчивости»

2.3. Показатели деловой активности

Показатели деловой активности определяют скорость и размер оборота средств. Чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится издержек. Основными показателями являются:

  • коэффициенты оборачиваемости: активов, текущих активов, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств, Фондоотдача, собственного и заемного капитала;
  • период оборота указанных активов и ресурсов.

Описание показателей деловой активности с формулами расчета в статье «Анализ деловой активности»

2.4. Показатели рентабельности 

Показатели рентабельности показывают экономическую эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они отражают эффективность деятельности предприятия. Коэффициенты рентабельности показывают:

  • прибыль на единицу вложенных активов (рентабельность активов в целом и по группам);
  • прибыль на единицу источников их финансирования (рентабельность собственного и заемного капитала),
  • эффективность деятельности (показатель общей рентабельности, рентабельности продаж и производства)

Описание показателей рентабельности с формулами расчета в статье «Анализ рентабельности»

Полный анализ финансовых показателей

Чтобы провести полный анализ финансовых показателей предприятия, необходимо:

  1. Иметь полное описание деятельности компании, а также бухгалтерскую отчетность за анализируемый период;
  2. Сопоставить показатели финансовой деятельности за разные периоды. Сравнить со среднеотраслевыми значениями, результатами предприятий-конкурентов, а также с рекомендуемыми значениями;
  3. Провести анализ показателей в комплексе. Например, коэффициент рентабельности сам по себе не слишком информативен. Чтобы получить объективную картину, его необходимо анализировать в разрезе рыночных показателей в сравнении с конкурентами.
Провести полный анализ финансово-хозяйственной деятельности можно с помощью программы excel (перейти по ссылке)

Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии и оценить его перспективы. Грамотный анализ позволит правильно выстроить стратегию развития, улучшить концепции управления активами и привлеченными средствами компании.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *