Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса — это разнообразные конструкции и приёмы, которые используются для усиления выразительности и эмоциональности речи.
К основным изобразительно-выразительным средствам синтаксиса относятся: Синтаксический параллелизм, Парцелляция, Вопросно-ответная форма изложения, Градация, Инверсия, Лексический повтор, Анафора, Эпифора, Антитеза, Риторический вопрос, Риторическое восклицание, Риторическое обращение, Многосоюзие, Бессоюзие

Синтаксический параллели́зм

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, заключающееся в одинаковом или схожем построении синтаксических конструкций. Часто сопровождается анафорой или эпифорой. Нередко для усиления параллелизма используется такой пунктуационный знак, как тире. Синтаксический параллелизм призван подчеркнуть ту или иную схожесть изображаемых явлений, создать лирико-романтическую интонацию или комический эффект.

Основные виды:

Синтаксический параллелизм в соседних предложениях
Пример:
Спите, спящие рты.
Летите, летящие листья!
(М.И. Цветаева)

Синтаксический параллелизм в удалённых друг от друга предложениях
Пример:
Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли.

Синтаксический параллелизм в смежных конструкциях внутри одного предложения
Пример:
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.

Синтаксический параллелизм в стихотворных строках, не совпадающих с предложениями
Пример:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут…
(А.С. Пушкин)

Парцелля́ция

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, под которым понимается расчленение единой синтаксической конструкции на части. Таким образом, при парцелляции содержание высказывания реализуется не в одном, а в формально нескольких самостоятельных предложениях. Часто при парцелляции употребляется такой знак препинания, как многоточие. Парцелляция используется для фиксирования внимания читателей на смысле отдельных слов, наращивания эмоциональности звучания и/или имитации естественной разговорной речи.

Основные виды:

Парцелляция с участием однородных членов предложения
Пример:
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
(А.С. Грибоедов)

Парцелляция с участием разных членов предложения
Пример:
Был разбит стрелковый полк.
Наш. В бою неравном.
(Р.И. Рождественский)

Парцелляция с участием придаточной части сложноподчинённого предложения
Пример:
И хотя мы покидаем родные места, всё-таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить без этой малой родины невозможно. (В.И. Белов)

Вопросно-ответная форма изложения

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, связанное с особым устройством монологической речи, которая по форме представляет собой диалог говорящего/пишущего с самим собой. Используется с целью диалогизации монологической речи, что придаёт тексту оттенок непринуждённости, интимности, а также с целью имитации разговора автора и читателя.

Основные виды:

Законченная вопросно-ответная конструкция
Пример:
Есть ли альтернатива у невозобновляемых природных ресурсов? Конечно, есть.

Неполный вопросно-ответный ход
Пример:
Представили? И как вы думаете: в такой ситуации Сергей мог поступить иначе? Согласитесь, что всё-таки не мог.

Града́ция

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, подразумевающее ступенчатое проявление того или иного качества, действия и проч. Это особое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее или ослабевающее значение чего-либо. Используется для акцентирования смыслового и/или эмоционально-экспрессивного начала фразы.

Основные виды:

Градация-нагнетание (возрастающая градация, прямая градация)
Пример:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С.А. Есенин)

Градация-ослабление (нисходящая градация, убывающая градация)
Взорвали,
       взрыли,
             смыли,
                   взмели.
(В.В. Маяковский)

Инве́рсия

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, заключающееся в расположении слов в ином порядке, чем установлено грамматическими правилами современного русского литературного языка. Образно называют «перевёртыванием», «перестановкой». Используется с целью придать значимость отдельным словам и/или для сохранения ритма (рифмы).

Основные виды:

Расположение подлежащего после сказуемого
Пример:
В большую уборную из коридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разными предлогами заглядывали любопытные. (М.А. Булгаков)

Расположение согласованного определения после определяемого слова
Пример:
Подобно птичке перелётной,
И он, изгнанник беззаботный,
Гнезда надёжного не знал.
(А.С. Пушкин)

Расположение несогласованного определения до определяемого слова
Пример:
Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами?
(В.А. Жуковский)

Расположение дополнения перед сказуемым
Пример:
Присмиревшую музу мою
Я сам неохотно ласкаю!
(Н.А. Некрасов)

Расположение предлога после слова, к которому он относится
Пример:
Живым – Европы посреди
Зарыть такой народ?
(М.И. Цветаева)

Разрыв зависящих друг от друга членов предложения
Пример:
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник.
(А.С. Пушкин)

Лексический повтор

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в повторении полнозначных(-ого) слов(а) вне зависимости от его(их) местоположения в той или иной конструкции. Считается более широким понятием по отношению к анафоре и эпифоре. Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.

Основные виды:

Повтор слов, стоящих в одной и той же грамматической форме и являющихся одним и тем же членом предложения
Пример:
Мне опостылели слова, слова, слова. (А.А. Тарковский)

Повтор слов, стоящих в одной и той же грамматической форме, но являющихся разными членами предложения
Пример:
Это ещё не сказка. Сказка только начинается.

Ана́фора

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в единоначатии, то есть повторении полнозначных(-ого) слов(а) в начале той или иной конструкции. Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.

Основные виды:

Анафора в начале соседних предложений
Пример:
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.М. Достоевский)

Анафора в начале удалённых друг от друга предложений
Пример:
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз…
<…>
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…
(А.С. Пушкин)

Анафора внутри одного предложения
Пример:
Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.

Анафора в начале стихотворных строк
Пример:
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели…
(А.А. Фет)

Эпи́фора

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в повторении полнозначных(-ого) слов(а) в конце той или иной конструкции. Образно называют «анафорой наоборот». Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.

Основные виды:

Эпифора в конце соседних предложений
Пример:
Солнце будет светить всегда. Счастливы мы будем всегда.

Эпифора в конце удалённых друг от друга предложений
Пример:
В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, –
А я запомнила одно: ночь.
(М.И. Цветаева)

Эпифора внутри одного предложения
Пример:
В ворота въезжает он;
На дворе встречает он.
(В.А. Жуковский)

Эпифора в конце стихотворных строк
Пример:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А.А. Блок)

Антите́за

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в резком противопоставлении чего-либо. Используется для создания контраста и выражения авторской позиции.

Основные виды:

Антитеза, создаваемая при помощи антонимов
Пример:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
(Н.А. Некрасов)

Антитеза, создаваемая в том числе при помощи противительных союзов а, но, да (в значении но), зато, однако
Пример:
Забывается быстро плохое,
А хорошее долго живёт.
(К.Я. Ваншенкин)

Антитеза, создаваемая в том числе особыми предлогами
Пример:
Человек, в отличие от животных, приобрёл могучее мышление и воображение. (И.А. Ефремов)

Антитеза, создаваемая в том числе выбранной автором синтаксической конструкцией (включая уступительные конструкции и проч.)
Пример:
Хотя всеми принят, но вовсе не любим.

Развёрнутая антитеза
Пример:
Туристу интересно всё понемногу, паломнику – только те святыни, ради которых он отправился в свой долгий путь. Турист подвержен настроениям. Паломник слышит зов. (Т.Н. Толстая)

Риторический вопрос

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса в виде условного вопроса, не предполагающего ответа. Иными слова, риторический вопрос задаётся без цели получить от собеседника ответ. Образно называют «мнимовопросительной конструкцией», а её адресата – «нулевым», или «неопределённым». Используется для того, чтобы сделать более убедительной выражаемую мысль, усилить эмоциональное воздействие на читателя.

Основные виды:

Вопрос-утверждение или вопрос-отрицание
Пример:
На кого не действует новизна? (А.П. Чехов)

Медитативный вопрос (вопрос, используемый не для запроса информации, поиска ответа, а для выражения состояния эмоционального размышления)
Пример:
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
(В.А. Жуковский)

Риторическое восклицание

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса в виде восклицательного предложения, содержащего, кроме интонации, другие языковые средства передачи экспрессии. Риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательно сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения. Помогает выразить сильные чувства, эмоциональный накал говорящего/пишущего.

Основные виды:

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательной частицы (что за, что и, как, какой, сколько, ну и, ишь как, ишь что, ещё бы и др.)
Пример:
Как он умел забыть себя! (А.С. Пушкин)

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью формообразующей частицы, помогающей образовать форму повелительного наклонения глагола (пусть, пускай, да, давайте и др.)
Пример:
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин)

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательного междометия (о, ах, ох, ух, господи, мамочка, жуть, ужас, класс, батюшки, боже мой, увы, ого, вот те на, браво, чёрт возьми и др.) 
Пример:
О, если б голос мой умел сердца тревожить! (А.С. Пушкин)

Риторическое обращение

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса в виде обращения, которое носит условный характер. Как правило, в таком случае обращаются к неодушевлённым адресатам или фиктивным по существу (не существующим в реальности или отсутствующим в момент речи по той или иной причине). Используется для того, чтобы привлечь внимание читателя, способствует созданию возвышенной, яркой, эмоциональной речи или же напротив, выражению трагичного настроения и эмоционального состояния.

Основные виды:

Обращение к вещам
Пример:
Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А.П. Чехов)

Обращение к явлениям природы
Пример:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники.
(М.Ю. Лермонтов)

Обращение к стране (земле, малой родине, городу и др.)
Пример:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? (А.А. Блок)

Обращение к абстрактным понятиям
Пример:
Прости ж и ты, моя свобода! (А.С. Пушкин)

Обращение к воображаемому человеку (представляемой в воображении группе лиц)
Пример:
Но есть и божий суд, наперсники разврата! (М.Ю. Лермонтов)

Многосою́зие

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в избыточном повторении союза. Используется для подчёркивания целеустремлённости и/или единства перечисляемого.

Основные виды:

Многосоюзие в ряде(-ах) однородных членов предложения(-ий)
Пример:
Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (В.Г. Короленко)

Многосоюзие в том числе в сложном(-ых) предложении(-ях)
Пример:
Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В. Гоголь)

Бессою́зие

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в намеренном исключении из синтаксической конструкции союза(-ов). Подобный пропуск используется для придания событиям особой сжатости, обострённости и/или динамики.

Основные виды:

Бессоюзие в ряде(-ах) однородных членов предложения(-ий)
Пример:
Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

Бессоюзие в том числе в сложном(-ых) предложении(-ях)
Пример:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
(И.А. Бунин)

Смотрите также:

Изобразительно-выразительные средства фонетики, в том числе:

  • Аллитерация
  • Ассонанс

Изобразительно-выразительные средства лексики, в том числе:

  • Эпитет
  • Метафора
  • Метонимия
  • Олицетворение
  • Гипербола
  • Литота
  • Сравнение 
Оцените статью
( 3 оценки, средний 5 от 5 )
ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧЕБЫ И РАБОТЫ
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.